Достоинства и недостатки
Мирянин жаловался суфию на засилье нечестивых людей.— Всю жизнь я страдаю от людской злобы и нечестия, — сетовал он. — Тот-то упрекнул меня и несправедливо осудил, тот-то подвёл меня в деле, тот-то обманул меня, тот-то не поделился со мной прибылью…
Жалобы лились нескончаемым потоком. Суфий молчал, не прерывая его. Наконец тот замолк, спросив напоследок: «Что же мне делать?»
— Не уподобляться глупцам, замечающим только ошибки, промахи и зло в людях, с которыми они живут и общаются, — ответил суфий. — Эти неразумные не обращают внимания на достоинства людей. Они похожи на мух, липнущих к язвам тела.
Еретики
Рассказывают, что имам аль-Газали был однажды приглашён на собрание судей, и больший из них сказал ему:— Ты — учёный человек, также как и мы все; многие приходят к тебе, чтобы ты разъяснил им священный закон Шариата. Нам стало известно, ты рекомендуешь им не соблюдать пост в священный месяц Рамадан. Также нам известно, что ты отговаривал людей совершать паломничество в Мекку. Говорят о тебе также и то, что ты запрещаешь людям говорить «Нет Бога кроме Аллаха». Всё — бесспорное свидетельство твоей неверности. Твоя репутация — вот то единственное, что защищало тебя до сих пор от смерти за отступничество. Людей надо защищать от таких, как ты.
Газали отвечал со вздохом:
— В Священном Законе Ислама записано, что люди, не понимающие Закон и того, что он означает, не преступники и не подлежат его суду. Сюда входят дети и слабоумные, но сюда же следует отнести и тех, кому не хватает понимания. Если человек постится, не осознавая, зачем он это делает, или отправляется в паломничество, только для того, чтобы страдать, или произносит Символ Веры, а веры не имеет — этому человеку недостаёт понимания, и его не следует поощрять к продолжению того, что он делает, но наставить на путь. Говоря вашими словами, людей следует защищать от таких как вы, ибо вы поощряете их не за добродетели и наказываете не за преступления.
Если человек не способен ходить, если он хром, велите ли вы ему идти, во что бы то ни стало, или всё-таки дадите ему костыли и средства для лечения его болезни?
Это о вас сказал Пророк, предсказывая ваше появление: «Ислам пришёл как чужак, как чужак и уйдет». Понимание смысла вещей лежит вне ваших намерений, вашей подготовки и ваших способностей.
Вот почему вам не остаётся ничего более, кроме как пугать людей смертью за отступничество, и всё же отступники — не я, а вы.
Засуха
Рассказывают, что в месте, именуемом Каср аль-Арифин, однажды случилась засуха. И люди пришли к Мастеру Бахауддину Накшбанди, прося его помолиться о дожде. Он вывел их на улицу и стал водить, пока не нашёл женщину, которая нянчила младенца на своих руках.— Я молю тебя, накорми своё дитя! — сказал Мастер.
— Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его, — сказала женщина, — потому что это мой ребёнок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ничего не понимаешь?
Бахауддин велел записать слова женщины и прочесть их публично.
Комментарии
Отправить комментарий