Алифе Яшлавскaя - историк, обществовед, кандидат
социологических наук ,представительница древнего дворянского рода (её
предки были министрами иностранных дел в правительстве Крымского
ханства). Алифе-ханум была депортирована в 1944 году из Евпатории в
Среднюю Азию.
Спустя полстолетия возвратившись в родной город, она сумела вернуть из небытия полуразрушенную святыню.
Её усилиями недавний военный склад получил статус Национального историко-архитектурного памятника ХV-ХУII веков - ансамбля "Текие-дервиш".
Спустя полстолетия возвратившись в родной город, она сумела вернуть из небытия полуразрушенную святыню.
Её усилиями недавний военный склад получил статус Национального историко-архитектурного памятника ХV-ХУII веков - ансамбля "Текие-дервиш".
Алифе Яшлавская говорит, что черпает силы в текие —
обители странствующих дервишей, ставшей волею судьбы домом и для своей
хранительницы. Вот уже девятый год Алифе, живя на территории комплекса,
присматривает за памятником архитектуры XV века.
— Каждое утро я встаю в пять, иногда в четыре часа
утра, — рассказывает Алифе. — Выхожу во двор и первым делом «здороваюсь»
с минаретом — склоняю голову перед этим святым для меня местом, смотрю
на восходящее солнце, и оно подпитывает энергией. В теплую погоду иду в
текие, убираю там: подметаю, протираю полы… И что удивительно, постоянно
чувствую в зале чье-то присутствие. Сюда ведь издавна приходили
паломники, собирались у святого колодца, который мне, кстати, недавно
помогли почистить.
Прадед Усман-бей Яшлавский был полковником
крымскотатарского конного эскадрона. Нашла Алифе в архивах упоминания и о
дедушке: в 1919 году он оформлял себе паспорт, который давали только
при выезде за границу, но в списках эмигрантов его фамилии нет. Следы
деда потерялись, так что отец Алифе, родившийся в 1908 году, рос
сиротой. Получив образование, он стал вначале учителем, а потом
директором начальной школы. Как представитель княжеского рода был
репрессирован.
Освободившись, добровольцем ушел на фронт, участвовал в
Финской войне. В 1940 году у него родилась дочка. Алифе было всего 10
месяцев, когда отец снова ушел воевать. С Великой Отечественной он не
вернулся. Пропала без вести и мама во время депортации: вышла из вагона
на остановке, побежала с котелком за водой — больше дети ее не видели.
Алифе со старшим братом воспитывались в детском доме в
Самаркандском районе. Пережить обоим пришлось многое, но они не
очерствели душой. Испытания лишь закалили Яшлавских. Алифе окончила два
института, защитила диссертацию. В Академии наук Таджикистана взяла
направления в архивы, в 1993 году попала в Госархив Крыма, где работала с
фондами. Там и нашла свою родословную.
Историей дервишества А. Яшлавская увлеклась,
обнаружив в хранилище редких рукописных книг в библиотеке имени Фирдоуси
в Душанбе рукописи древних философов — суфиев. Их труды, по словам
Алифе, людям долгое время были недоступны, поскольку на идеях суфизма
лежало табу, причем не только в Средней Азии. Когда она приехала в
Евпаторию и прошла по улицам старого города, ее удивлению и восторгу не
было предела: здесь практически в первозданном виде сохранился памятник
истории и архитектуры XV века, аналога которому нет в СНГ.
— Когда-то на территории текие можно было увидеть
надгробные камни, здесь находилось кладбище, что подтверждают многие
старинные карты, — рассказывает Алифе.
— Я обнаружила у одной из стен комплекса могилу шейха Азиза. Многие
предположения подтвердил впоследствии мой друг Константин Батозский —
врач, коллекционер, человек, прекрасно знающий историю Евпатории.
На востоке дервишами называют отшельников,
скитальцев-мистиков, искателей истины. Дервиши исповедовали принцип: "В
миру, но не от мира сего". Они врачевали, толковали сны, предсказывали
будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты.
Но при этом
жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских
суждений и общественной иерархии. В восточных странах и Крыму они
пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они
кланялись могущественному султану, а он им.
Странствуя из города в город, из страны в страну,
дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас телевидение. Именно от
них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях.
Алифе Яшлавская является Мастером Суфиев,
единственным на сегодняшний день Дервишем, несущим неизменную философию
Суфизма из глубины веков в сердца современников.
Комментарии
Отправить комментарий