Наискосок
от Крепостных ворот, на углу улиц Интернациональной и Караева г.
Евпатории, стоит жёлтое двухэтажное здание, а справа от него - ворота
причудливой формы, над которыми изображён герб Крымского ханства
(тамга).
Это и есть вход в обитель странствующих дервишей. Разные постройки на её территории - мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие (храм) дервишей, здание медресе (его ещё называют "чайный домик") - возведены на протяжении ХV-ХVII веков. Это единственный в Европе монастырь дервишей, сохранивший свой первозданный облик.
На востоке дервишами называют отшельников, скитальцев-мистиков, искателей истины.
Дервиши исповедовали принцип: "В миру, но не от мира сего". Они врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. Но при этом жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских суждений и общественной иерархии.
В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они кланялись могущественному султану, а он им.
Странствуя из города в город, из страны в страну, дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас телевидение. Именно от них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях.
Величественный текие сохранился до наших дней. Основали его выходцы из турецкого города Конья (тогда это была столица могущественного государства турок-сельджуков), принадлежавшие к ордену, то есть братству, Мевлана. Основателем этого самого влиятельного в мусульманском мире ордена считается выдающийся мыслитель и гуманист XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммад Руми. Он известен у нас в первую очередь как поэт.
Волшебные, просто чарующие стихотворные строки Руми не раз переводили на русский язык.
У ворот монастыря - звонок. Ещё миг, и за вами закрывается массивная деревянная калитка. Здесь - средневековье. Ощущение, будто время остановилось. Тишина, прохлада, удивительно чистый воздух. Всё дышит спокойствием и вечностью.
Суфиев ордена Мевлана, которому принадлежал этот монастырь, называли "вертящимися дервишами". Об их богослужениях, сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками, в Европе ходят легенды. Но никто из европейцев не видел их собственными глазами, потому что посторонним сюда дороги нет.
Итак, с наступлением сумерек в купольном зале текие появляется небольшой оркестрик и занимает отведённое ему место справа от входа, в углу храма. Дервиши рассаживаются, образуя круг. Ноги привычно поджаты под себя, головы опущены. На них тюрбаны (головные уборы) вишнёвого цвета, белые юбки и чёрные накидки со шлейфом. В центре круга, посреди зала, на овечьей шкуре восседает шейх (настоятель монастыря). Начинается молитва.
Вслед за шейхом дервиши встают. Сбросив накидки, дервиши начинают кружиться - сперва медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Отличная акустика помещения, волшебная музыка и общий полумрак усиливают мистический настрой танцующих. Во время вращения дервиш забывает обо всём земном. Он настроен только на голос Бога, прислушивается к нему. И, наконец, полностью сливается с ним.
Оркестр замолкает. Дервиши застывают, и некоторое время в зале царит полная тишина. По знаку шейха музыка возобновляется, но теперь в другом ритме.
Бог прославлен. Дервиши одновременно ударяют ногой об пол, подпрыгивают и под унылые звуки музыки начинают кружиться. Их застывшие взгляды свидетельствуют о наступлении экстаза.
"Вертящиеся дервиши" кружились здесь вплоть до конца XVIII века. А затем, после присоединения Крыма к Российской империи, всё кардинально изменилось.
Дервишей перестали пускать на полуостров. Их храм постепенно пришёл в запустение.
В 1924 году советская власть закрыла монастырскую мечеть. Территорию обители передали Черноморскому флоту, который разместил здесь свои склады. Лишь в 2000 году монастырский комплекс был вновь возвращён религиозной общине. Здесь провели небольшие археологические раскопки и обнаружили удивительные вещи. Например, могилу самого древнего в степном Крыму мусульманского святого - Отеш-деде. Она расположена слева от текие.
Ещё одной здешней достопримечательностью считается призрак - молодой мужчина в белых одеждах. Местные жители утверждают, что не раз видели его по ночам, а иногда и по утрам. По их мнению, это тень последнего имама здешней мечети, убитого красными моряками в 1918 году.
Справа от текие расположена живописная лужайка. Когда-то здесь было кладбище, на котором хоронили шейхов и дервишей. Его уничтожили в 1933 году. Место непростое - тут приборами зафиксированы мощные энергетические источники, целых три выхода.
Эти магические зоны по окружности выложены камнями. Очень полезно хотя бы несколько минут постоять в середине одного из кругов - считается, что это исцеляет от многих недугов, а здоровых людей заряжает положительной энергией.
В здании бывшего медресе (учебного заведения) теперь располагается крымскотатарский музей этнографии. Там представлены национальные ремёсла, домашняя утварь, предметы быта - например, жилая комната крымских татар середины XIX века.
Всё это стало возможным благодаря стараниям самоотверженного человека - историка, обществоведа, кандидата социологических наук Алифе Яшлавской. Представительница древнего дворянского рода (её предки были министрами иностранных дел в правительстве Крымского ханства), Алифе-ханум была депортирована в 1944 году из Евпатории в Среднюю Азию.
Спустя полстолетия возвратившись в родной город, она сумела вернуть из небытия полуразрушенную святыню. Её усилиями недавний военный склад получил статус Национального историко-архитектурного памятника ХV-ХУII веков - ансамбля "Текие-дервиш".
Это и есть вход в обитель странствующих дервишей. Разные постройки на её территории - мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие (храм) дервишей, здание медресе (его ещё называют "чайный домик") - возведены на протяжении ХV-ХVII веков. Это единственный в Европе монастырь дервишей, сохранивший свой первозданный облик.
На востоке дервишами называют отшельников, скитальцев-мистиков, искателей истины.
Дервиши исповедовали принцип: "В миру, но не от мира сего". Они врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. Но при этом жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских суждений и общественной иерархии.
В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они кланялись могущественному султану, а он им.
Странствуя из города в город, из страны в страну, дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас телевидение. Именно от них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях.
Величественный текие сохранился до наших дней. Основали его выходцы из турецкого города Конья (тогда это была столица могущественного государства турок-сельджуков), принадлежавшие к ордену, то есть братству, Мевлана. Основателем этого самого влиятельного в мусульманском мире ордена считается выдающийся мыслитель и гуманист XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммад Руми. Он известен у нас в первую очередь как поэт.
Волшебные, просто чарующие стихотворные строки Руми не раз переводили на русский язык.
У ворот монастыря - звонок. Ещё миг, и за вами закрывается массивная деревянная калитка. Здесь - средневековье. Ощущение, будто время остановилось. Тишина, прохлада, удивительно чистый воздух. Всё дышит спокойствием и вечностью.
Суфиев ордена Мевлана, которому принадлежал этот монастырь, называли "вертящимися дервишами". Об их богослужениях, сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками, в Европе ходят легенды. Но никто из европейцев не видел их собственными глазами, потому что посторонним сюда дороги нет.
Итак, с наступлением сумерек в купольном зале текие появляется небольшой оркестрик и занимает отведённое ему место справа от входа, в углу храма. Дервиши рассаживаются, образуя круг. Ноги привычно поджаты под себя, головы опущены. На них тюрбаны (головные уборы) вишнёвого цвета, белые юбки и чёрные накидки со шлейфом. В центре круга, посреди зала, на овечьей шкуре восседает шейх (настоятель монастыря). Начинается молитва.
Вслед за шейхом дервиши встают. Сбросив накидки, дервиши начинают кружиться - сперва медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Отличная акустика помещения, волшебная музыка и общий полумрак усиливают мистический настрой танцующих. Во время вращения дервиш забывает обо всём земном. Он настроен только на голос Бога, прислушивается к нему. И, наконец, полностью сливается с ним.
Оркестр замолкает. Дервиши застывают, и некоторое время в зале царит полная тишина. По знаку шейха музыка возобновляется, но теперь в другом ритме.
Бог прославлен. Дервиши одновременно ударяют ногой об пол, подпрыгивают и под унылые звуки музыки начинают кружиться. Их застывшие взгляды свидетельствуют о наступлении экстаза.
"Вертящиеся дервиши" кружились здесь вплоть до конца XVIII века. А затем, после присоединения Крыма к Российской империи, всё кардинально изменилось.
Дервишей перестали пускать на полуостров. Их храм постепенно пришёл в запустение.
В 1924 году советская власть закрыла монастырскую мечеть. Территорию обители передали Черноморскому флоту, который разместил здесь свои склады. Лишь в 2000 году монастырский комплекс был вновь возвращён религиозной общине. Здесь провели небольшие археологические раскопки и обнаружили удивительные вещи. Например, могилу самого древнего в степном Крыму мусульманского святого - Отеш-деде. Она расположена слева от текие.
Ещё одной здешней достопримечательностью считается призрак - молодой мужчина в белых одеждах. Местные жители утверждают, что не раз видели его по ночам, а иногда и по утрам. По их мнению, это тень последнего имама здешней мечети, убитого красными моряками в 1918 году.
Справа от текие расположена живописная лужайка. Когда-то здесь было кладбище, на котором хоронили шейхов и дервишей. Его уничтожили в 1933 году. Место непростое - тут приборами зафиксированы мощные энергетические источники, целых три выхода.
Эти магические зоны по окружности выложены камнями. Очень полезно хотя бы несколько минут постоять в середине одного из кругов - считается, что это исцеляет от многих недугов, а здоровых людей заряжает положительной энергией.
В здании бывшего медресе (учебного заведения) теперь располагается крымскотатарский музей этнографии. Там представлены национальные ремёсла, домашняя утварь, предметы быта - например, жилая комната крымских татар середины XIX века.
Всё это стало возможным благодаря стараниям самоотверженного человека - историка, обществоведа, кандидата социологических наук Алифе Яшлавской. Представительница древнего дворянского рода (её предки были министрами иностранных дел в правительстве Крымского ханства), Алифе-ханум была депортирована в 1944 году из Евпатории в Среднюю Азию.
Спустя полстолетия возвратившись в родной город, она сумела вернуть из небытия полуразрушенную святыню. Её усилиями недавний военный склад получил статус Национального историко-архитектурного памятника ХV-ХУII веков - ансамбля "Текие-дервиш".
Комментарии
Отправить комментарий